grinchevsky

Category:

Скандинавский путь для Росcии

Как я уже писал, Послание Путина к Федеральному собранию от 1 марта 2018 года сразу меня удивило. Надо отметить, что  оно делится на три части. В последней части говорится, что нам есть, чем защищать себя, если нам кто-то попробует помешать силой. С позволения читателей, свои мысли по этому поводу я и оставлю для следующих заметок. Кроме того, значительное место уделено тому, «на что мы потратим большие деньги». Медицина, социалка, благоустройство городов, образование, развитие науки, экология, борьба с бедностью, поддержка рождаемости и т.п. Да и оборонка, разумеется… Всё это очень большие затраты. Нет, не так Это ОЧЕНЬ большие затраты (и об этом я подробнее тоже напишу потом). И потому третья часть, самая короткая часть – «как мы собираемся на это заработать?», разумеется, становится самой важной. 

Итак, что же у нас планируется? У нас ставится задача «к середине следующего десятилетия увеличить ВВП на душу населения в полтора раза». И пусть не вводит в заблуждение это «на душу населения». К середине 2020-х мы от нынешних 147 млн. чел. Далеко уйти не должны. По самым оптимистическим прогнозам (если реализуется все сказанное  в «социальной» части программы) мы прирастем примерно на 1,5 млн. чел. По самым пессимистическим (если всё провалится) – сократимся на 2 млн. чел. Т.е. либо на полтора процента уменьшимся, либо на процент вырастем. Рядом с задачей роста на 50% это – «в пределах погрешности счета». При этом логично считать «по максимуму», т.е. на прирост населения, т.к. это наиболее жесткий вариант. 

Конечно, середина» - понятие растяжимое. До 2025 года у нас почти 8 лет. Но и 2027 (т.е. через 10 лет) – тоже «середина». Если рассчитать средние темпы роста, то для 2025 года это соответствует 5,3% прироста ВВП, для 2026 – 4,7%, а для 2028 года – 4,24%.

Неслабая задача, учитывая, что кризис ещё не закончился. Т.е. реально в ближайшие год-два, как минимум,  рост будет меньше, а значит, потом должен быть даже выше. Что существенно выше среднемирового темпа 3,5-4,0%.

За счет чего же? Там перечисляется. 

- Увеличение строительства жилья до 5 млн. кв. метров в год. 

- Реализация инфраструктурных проектов, таких как Северный Морской путь, БАМ и Транссиб. Возможно, что и сухопутная часть «Шёлкового пути», и «Южный коридор». Строительство и развитие автомобильных дорог. Совершенно точно, что развитие портов…  При этом Севморпуть – это не просто транзит, но и развитие добычи полезных ископаемых, их обогащение и переработка. 

- Космос.

- Модернизация энергетики.

- IT, в т.ч. – «большие данные».

И все эти проекты предполагается реализовать, опираясь на низкие темпы инфляции, а следовательно – на низкую стоимость  и длительные сроки привлечения заемных денег. Ну, не только заемных. Но и на вклады в акции.  Инвестиции предполагается довести до 25-27% от ВВП. А сколько это будет «в граммах»? Ну, посчитать нетрудно. Если взять прошлогодний ВВП 92 трлн. руб., помножить на 1,5 и учесть инфляцию в размере 4.0-4.2% в течении 8-10 лет… Получим 201 трлн. руб. Плюс-минус 9 трлн.

Т.е., речь идет, ни много, ни мало, про 50-55 трлн. руб. инвестиций. Учитывая курсовые ожидания, получается, что это  меньше триллиона долларов, но не намного.

Не знаю, как вас, а меня такая цифра впечатляет. И удивляет. Удивила ещё в марте. Сразу по нескольким причинам. Во-первых, потому, что санкционное давление как раз и направлено на «осложнить России привлечение инвестиций». А тут вдруг – «почти триллион». Т.е. Путин и его команда предполагают, что, по крайней мере, в отношении Китая и Европы, главных торговых партнеров и потенциальных инвесторов в Россию,  запреты Штатов  на инвестирование будут проигнорированы.

Более того, это предполагает также, что  Россия решит проблемы с продвижением на мировые рынки. Потому что мало получить  деньги. На них надо обеспечить платежи процентов. А по заемным средствам (кредиты и облигации) – еще и возврат основной суммы. В валюте, понятно, потому что основные инвесторы – за рубежом. А для возврата в валюте нужен профицит внешней торговли. Причем для возврата таких сумм – растущий профицит.

То есть, по части санкций задачи поставлены, исходя из предположения, что санкции мы скоро преодолеем.

Ну, а третье… Третье, самое удивительное, если вдуматься, это то, «кто это всё будет реализовывать?» 

Попробую расшифровать этот вопрос. Среди перечисленного у нас, в основном проекты на Севере, в Сибири… То есть то, что требует относительно молодых и здоровых людей. Потом строительство жилья, дорог, благоустройство города… Тоже тяжелая физическая работа, требующая здоровых людей. 

Модернизация энергетики, благо я в теме, тоже подразумевает, грубо говоря, что «мы увольняем 130 бабушек предпенсионного возраста с зарплатой 7 тысяч в месяц, ставим на их место автоматику и нанимаем два десятка новых специалистов со средней зарплатой 35т.р.»

Про IT-проекты и прочий хай-тек, как и научные разработки вообще молчу. Там тоже «нужны молодые, сильные, умные, квалифицированные». И им тоже предложат зарплату выше средней.

И что мы в итоге имеем? Мы имеем, что создается множество рабочих мест для людей молодых и среднего возраста. С зарплатой выше средней. Вот только, повторюсь, где мы их возьмем? 

У нас как раз приближается «демографическая яма». Т.е. число молодежи, входящей рабочий возраст будет уменьшаться. А вот количество людей, выходящих на пенсию, наоборот, будет увеличиваться.

Количество гастарбайтеров, как предполагается, тоже будет сокращаться. И причин тому множество. И то, что у них тоже «демографическая яма». И падение спроса на низкоквалифицированный труд. И рост средних зарплат в странах ближнего зарубежья…

Переманить же наших людей, пригодных для этого труда, можно. Теми самыми повышенными зарплатами.

Только вот… Снова встанет вопрос: а кто их заменит? Ведь если число работающих существенно уменьшится, то задачи по росту никак не возможно выполнить.

Да и «выбрасывание» «лишних людей», тех, кто не подходит под условия «квалифицированный и относительно молодой, еще в силах» на обочину жизни никак не бьется с поставленной задачей «снижения уровня бедности вдвое».

Получается, что поставленных задач не достичь, если не изменить кадровую политику. Сегодня у нас большинство кадровиков шарахается при цифре «возраст выше сорока». А после 45 лет устроиться вообще проблемно. А получается, что у нас теперь нужно будет создавать специальные программы по трудоустройству людей предпенсионного возраста.

Более того, даже пенсионеров придется привлекать. Создавать им возможность работы. Возможно, даже придется менять политику в области «работающих пенсионеров». С экономическим стимулированием их самих к посильному труду, а работодателей – к трудоустройству. Например, снижать для таких работников ставки соц.налога. Может быть и до нуля. Уже одно это может стимулировать работодателя к тому, чтобы пенсионеров брать на работу.

Но тут куча проблем возникает:

1) Сегодня люди предпенсионного возраста и тем более – пенсионеры, слабо способны напряженно трудиться. 

2) Их требуется переобучать

3) Требуется следить за кадровой политикой работодателей.

4) Пенсионерам придется либо повышать пенсионный возраст, либо стимулировать к тому, чтобы люди самостоятельно выбирали продолжение возраста выхода на пенсию (имеется в виду экономическое стимулирование).

И что же мы из этого получаем?

Получаем, что государство вынуждено взять на себя «функции няньки». Иначе ему не справиться. Оно вынуждено будет заботиться о том, чтобы люди старшего возраста могли работать. Оно вынуждено будет заботиться об их здоровье. Оно вынуждено заняться образованием молодежи. Вынуждено стимулировать рождаемость. 

 И повышать средние доходы. Существенно повышать.

«Государство-нянька»? Строгая к нарушителям и помогающая «послушным деткам»? Обеспечивающая приличные доходы и заботящая создание приличной инфраструктуры? Заботящаяся о своеобразии городов и регионов? Стирающая разницу между мегаполисом и поселком городского типа?

Так это же – «скандинавский тип». Если конкретно – то больше всего напоминает Финляндию. Правда, еще «в начале пути». 

Но знаете… Очень хочется надеяться, что «лиха беда начало». И что мы и тут сможем догнать. Уж больно цель заманчивая.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.