grinchevsky

Category:

О российских проблемах - спокойно. Часть 1. Металлургия.

Те, кто начал читать мои статьи ещё полтора десятка лет назад, могут немного удивиться, но я решил немного разнообразить тематику. Нет, я не разочаровался в выбранном пути, я всемерно желаю России успехов, и с куда большей радостью буду писать о них. Но решил немного поговорить и о проблемах. Просто потому, что материалов, спокойно рассказывающих о системных проблемах российской экономики, пока не встречал. Либо оголтелая критика всего, связанного с «этой страной» , либо рассказы об успехах. Да, рассказы правдивые, но… в них принято только об успехах. 

Поэтому, как и обещал, расскажу немного об отраслевых проблемах. За свою трудовую биографию, мне пришлось анализировать ситуацию на многих десятках предприятий, относящихся к разным отраслям. И постепенно по ряду отраслей появилось и понимание проблем. Проблемы эти не являются каким либо откровением, разумеется, и специалистам давно известны. А я попробую изложить их попроще, «для народа».

Начну с металлургии. Металлургия, конечно не «прославленные» «нефть и газ», но тоже важная отрасль и нашей экономики, и нашего экспорта. Больше того, в цветной металлургии мы кое-где определяем (пусть и частично) ситуацию на мировом рынке. Например, Россия контролирует почти десятую часть мирового производства алюминия, почти шестую часть - никеля, значительную часть - платиноидов и меди. 

«Общеизвестно», что на территории нашей страны сосредоточены уникальные запасы сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. В частности, имеются крупные месторождения угля, никеля, меди, олова, алюминиевого сырья, железной руды и других полезных ископаемых. Обеспеченность России запасами полезных ископаемых по железной руде и меди – более сорока лет, по свинцу – 15 лет…

С такими природными ресурсами не удивительно, что по объемам добычи многих полезных ископаемых Россия стабильно входит в число стран-лидеров. Тем более что наши геологи не сидят на месте, разведанные запасы постепенно увеличиваются. 

Казалось бы – мы «в сказку попали», но… вот тут и начинаются проблемы.

Проблема № 1. Большинство месторождений полезных ископаемых России - низкого качества, содержание полезных компонентов в них на 35-50% ниже среднемировых.

Проблема №2. Во многих случаях месторождения труднодоступны (отдаленность, отсутствие транспорта, тяжелые климатические условия). 

Как следствие этих двух проблем, несмотря на значительные разведанные запасы, эксплуатируется лишь небольшая их доля: для бокситов – около трети; для нефелиновых руд – чуть больше половины; по медным рудам – чуть меньше половины, по цинковым – вообще около одной шестой; по олову – процентов сорок; а по свинцовым – не наберется и десятой части.

Проблема №3 –зависимость от экспорта. Наша металлургия строилась в условиях «противостояния стран капиталистического и социалистического блоков». Рассчитывать на импорт в тех условиях было бы наивно. И потому советская металлургия была развита так, чтобы обеспечивать не только весь СССР, но и СЭВ, и «страны, выбравшие социалистический путь развития».  При этом ничего удивительного, что Россия, имевшая самую большую площадь, имела и самые большие рудные запасы.  Соответственно, и металлургия России оказалась «с серьёзным запасом». Так что когда СССР и «социалистический блок» распались, российский внутренний рынок металлов оказался существенно меньше производства. Что-то, из «избытков», разумеется, закрылось, но в основном старались использовать.  Отсюда необходимость  экспортировать металлы.

Доля российских компаний в мировом экспорте составляет примерно двадцатую часть по меди, одну шестую - по алюминию и более одной пятой -  по никелю.  Экспорт стального проката в последние годы колеблется в районе «чуть больше половины от производства».

Собственно, санкции 2018 года против «Российского алюминия» и были попыткой ударить по «больному месту». В тот раз «наезд» удалось отбить, санкции «прикрутили».  Но «окно уязвимости», к сожалению,  никуда не делось. 

Проблема №4. Увы, но эффективность нашей цветной металлургии определяется не ее высокой технологичностью, а низкой стоимостью ресурсов, в том числе энергии, и огромными запасами полезных ископаемых на территории России. 

Именно поэтому цветная металлургия - одна из самых благополучных и одновременно самых проблемных отраслей экономики: она первой реагирует на любые изменения в макроэкономической ситуации в стране.

Проблема №5. Основным ограничением развития цветной металлургии остаётся дефицит отдельных видов руд (хром, марганцевые руды, бокситы, олово, титан, свинец, вольфрам и др.). 

Особенно это ударяет по сектору производства и экспорта ферросплавов (на котором у нас пока  все не так уж и плохо, держим 5-е – 6-е места в мире по экспорту. Но и тут, во многом. Нас просто выручают налаженные производственные связи с Казахстаном.  А хромиты и марганцевые стали мы вообще импортируем.  Да и алюминиевое сырьё – более, чем наполовину – импорт. 

Проблема №6. Высокий уровень износа основного оборудования, особенно в прокатном производстве, что ограничивает выпуск современной, конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. Нет, мы не стоим на месте, новое оборудование закупается и используется, вспомнить хоть знаменитый «стан-5000». Строятся новые  электролизные линии, расходующие меньше электроэнергии и отличающиеся более высокой производительностью, устанавливается на алюминиевых заводах «сухая очистка», позволяющая и экологию улучшить, и расход дорогого криолита существенно сократить… Но все же проблема остается.  Очень уж капиталоёмка эта отрасль. Потому и оказывается, что иногда гнать продукцию на уже имеющемся оборудовании просто выгоднее, чем заменять.

Нет, есть и положительные моменты. Именно в силу уже упомянутой капиталоемкости и преобладанию на международном рынке металлов длительных контрактов, так просто нас «не подвинуть».  И не только нас, там вообще смена лидеров происходит довольно медленно, особенно в черной металлургии.  Но и «почивать на лаврах» нам не дадут.

Проблема №7.  Нашим «узким местом» слабое вовлечение российских предприятий в международные металлурго-машиностроительные производственные цепочки, в рамках которых происходит значительная часть торговли стальным прокатом.  В советские времена выпуск сортового проката в России развивался на Урале и в Сибири, ориентируясь на инфраструктурное и крупное промышленное строительство, тогда как более привлекательный с точки зрения рынка ассортимент достался Украине. 

В решении этой проблемы могут в немалой степени посодействовать развитие судостроения, строительства железных дорог и импортозамещения в станкостроении и автомобилестроении.  Что, собственно, потихоньку и делается… 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.