grinchevsky

Categories:

Инфляция. «Мал-мала хитрости…»

Инфляция (от лат. Inflatio - «вздутие») — повышение общего уровня цен на товары и услуги на длительный срок. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В таком случае говорят об «обесценивании денег». 

Вообще говоря, никому из моего поколения объяснять, что такое инфляция, не нужно. Мы сами видели, как рубль обесценивался вдвое за пару лет, за несколько месяцев, а порой – и за считанные дни. Но вот настали более спокойные времена и об «уровне инфляции» идут постоянные споры. Многие наши сограждане (да и не только в нашей стране) не доверяют официально объявленным значениям инфляции и спорят лишь о том, насколько они занижены.

Попробую объяснить простую, и известную среди профессионалов вещь: инфляцию рассчитывают в основном честно. И у нас, и во многих других странах. Просто с некоторыми «хитростями». Но эти хитрости заложены в утвержденные методики, согласованные, кстати, с тем же МВФ, например. И с другими интересующимися. И эти же (или схожие) «хитрости» применяют службы статистики всех стран мира, это не «суверенный» секрет.

Повторюсь, профессионалы об этом прекрасно знают (и лучше меня, т.к. я не специалист по статистике), так что данная  ориентирована на тех, кто «не в теме».

Итак, хитрость первая – инфляция не одна. Их много видов. 

В нашей стране наиболее часто говоря просто об «инфляции» имеют в виду дефлятор ВВП, т.е. показатель того, во сколько раз в среднем выросли составляющие товаров и услуг, произведенных в стране. И это – хитрость №1. Ведь после 2014 года, когда вырос курс доллара и евро, цены на наши товары росли не так быстро. А некоторые и упали. На услуги такси, например. Или на аренду и продажу квартир. Да и другой недвижимости. А нефтяникам тогда даже кое-какие налоговые каникулы дали, лишь бы цена на топливо росла не слишком быстро.

Но ведь мы покупали и импортные товары, верно? И потому цены в магазинах выросли немного быстрее, чем объявляемое «значение инфляции».  Сейчас в Википедии вы прочтете, что «из-за не включения импортных товаров ИПЦ всегда ниже дефлятора ВВП».  Это не совсем так.  В последние пять лет — да, всегда выше. Но бывало и наоборот.  И тогда основным называли ИПЦ.  

Кстати, ИЦП, «индекс цен производителя» тоже касается в основном роста внутренних цен на товары.  И, разумеется, он тоже в тот период оказался несколько ниже, чем рост дефлятора ВВП.

Так на что же нам смотреть? Ну, например, можно смотреть  на рост ИПЦ, «индекса потребительских цен». Он считается по данным опросов множества магазинов и торговых организаций в разных городах России. И потому более-менее отражает то, что интересно большинству обычного населения. Почему «более-менее»?

Ну, во-первых, данные собираются именно «методом опроса». Напомню старый анекдот про то, что «статистические исследования выявили, что в Вилла-Рибо средний размер мужского члена составляет 27 см, а в Вилла-баджо – 14 см. И примечание мелким шрифтом – в вилла-Рибо исследование проводилось методом опроса. А в Вилла-Баджо – методом непосредственных измерений». 

Нет, контроль за сообщенными данными иногда проводится. Но очень выборочно. Найденные разночтения устраняются, но… Магазин всегда может их объяснить тем, что «вот только что повысили», «клерк ошибся» и т.п.

Во-вторых, сравнение идет по одинаковым товарам, по «ценам базового года». А жизнь не останавливается, идет прогресс. И потому, условно говоря, «четвертый ай-фон» модный и дорогой в 2011 году, сегодня будет стоить копейки. Падают цены на мегабайт трафика, мегабайт оперативной памяти или «столько-то операций в секунду». Это падение цены мы, естественно, не ощущаем, т.к. никто не будет покупать компьютер или смартфон с устаревшими характеристиками. А вот в статистике оно отражается. И это – «официально разрешенная хитрость» №2.

Есть и третья «официально разрешенная хитрость». Она в составлении «корзины» и «сети опроса». Если для дефлятора ВВП, все же, рассчитывают усредненный рост всех товаров, то выбором товаров в «корзину» и городов, где собираем данные можно «подправить» цифры в желаемую сторону.  Разумеется, ей стараются не злоупотреблять. Но все же, все же…

Хитрость четвертая. В список опрашиваемых включены оптовые магазины. Все мы с вами часто слышали, что «снизилась оптовая цена на сахар» или там, «на свинину», на «морскую рыбу». Но часто ли мы видели это снижение в розничных магазинах? Лично я – почти никогда. Бывало, что вновь открывшийся магазин ставил цены ниже, чем у соседей. Регулярно  бывали сезонные снижения цен на фрукты и овощи. Но вот просто снижения розничной цены – ни разу не довелось. Вот эти «сезонные снижения» тоже немного занижают уровень ИПЦ по сравнению с личными впечатлениями.

Ну и пятая, последняя по перечислению, но чуть ли не первая по важности, «официально разрешенная хитрость». Новые товары и услуги в ИПЦ не включаются. К примеру, когда  в магазинах  впервые появилась «картошка в пакетах мытая». Она стоила раза в три дороже обычной, «грязной не сортированной. Чем «средний чек» несколько увеличила. Ведь многим приятнее купить такую, чем возиться с грязной, полной следов от комбайна и глазков. Но вот в ИПЦ этот рост отражен не был. Только уже на следующий год, если такой товар попал в листинг, а пакет мытой и сортированной картошки стал стоить не 30 рублей, а 31, отразится рост на 3%. А вот рост по «части проданной картошки» на 200% в прошлом году – извините, не войдет. Ни в одной стране. 

И, кстати, это же касается новых марок автомобилей, впервые появившегося смартфона и прочих гаджетов. Даже если им повезло «попасть в корзину». 

Вот так-то. Никакого обмана. Только «официально разрешенные хитрости». И действуют они, повторюсь, почти по всему миру.  А там, где не действуют, просто нет никакой статистики.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.